Вначале отметим, что Закон № 422-ФЗ был принят во исполнение положений Указа Президента Р Ф от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В данном Указе говорится о необходимости обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождения от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
В соответствии с п. 8 ст. 1 НК РФ начать проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее — субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент) следовало с 1 января 2019 г. Эксперимент проводится до 31 декабря 2028 г. включительно, что следует из ст. 1 Закона № 422-ФЗ.
На стадии еще законопроекта данное нововведение подвергалось справедливой критике: как налог может быть экспериментальным, как налог можно вводить по территориальному принципу? Не это ли есть дискриминация в сфере налогообложения? Получается, что законодатель увеличил налоговую нагрузку отдельных налогоплательщиков, исходя из территориального принципа, что является недопустимым. Да и в целом сфера налогообложения не подходит для проведения подобного рода экспериментов, так как они могут негативно сказаться на налогоплательщиках.
Отметим, что введенный налог на самозанятых порождает и ряд практических вопросов. Например, о применении НПД физическим лицом, проживающим в субъекте РФ, который не включен в эксперимент, при оказании услуг в субъекте РФ, включенном в эксперимент. Давайте разберемся с данным вопросом.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Закона № 422-ФЗ применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также специальный налоговый режим, СНР) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.
Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.
Также на основании ч. 3, 6 и 7 ст. 2 Закона № 422-ФЗ в случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения СНР физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Внимание следует обратить на правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 5 апреля 2019 г. № 03−11−11/24 227. По мнению финансового ведомства, в случае оказания физическим лицом, местом жительства которого является субъект Российской Федерации, не включенный в эксперимент, услуг на территории субъекта Российской Федерации, который включен в эксперимент, такое физическое лицо вправе применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».