В.О. Донаева
Об основных этапах первичной эмиссии акций [1]
____________
[1] Окончание. Начало см. в журнале «Финансовые и бухгалтерские консультации». 2019. № 9.
Рассмотрим завершающие основные этапы первичной эмиссии акций: составление, утверждение и государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, а также государственную регистрацию размещения (выпуска) акций при учреждении акционерного общества.
Как уже отмечалось в предыдущих статьях, при рассмотрении правовой природы процедуры эмиссии в целом первичная эмиссия акций при учреждении акционерного общества отличается от классической линейной последовательности этапов эмиссии, перечисленных в ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг [2], где одна стадия «перетекает» в другую и каждый предыдущий этап является основанием для возникновения каждой последующей стадии эмиссионного процесса. В части 3 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг делается исключение из этой последовательности для процедуры первичной эмиссии акций. Так, при учреждении акционерного общества размещение акций осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций — одновременно с государственной регистрацией выпуска акций. Но, как известно, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг государственная регистрация отчета является завершающим этапом процедуры эмиссии. Иными словами, получается, что при проведении процедуры первичной эмиссии акции сначала размещаются, а потом уже регистрируются вместе с отчетом об их размещении. Учитывая это, а также факт, что составление и утверждение отчета о выпуске ценных бумаг является неотъемлемым этапом любой эмиссии ценных бумаг, а моментом размещения акций при учреждении акционерного общества является момент государственной регистрации акционерного общества, можно сделать вывод, что в случае первичной эмиссии акций составление и утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг будет являться следующей стадией эмиссионного процесса, предваряющей стадию регистрации выпуска акций и отчета об их выпуске.
___________
[2] Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Закон о рынке ценных бумаг не устанавливает детальных требований к содержанию отчета, что в целом представляется логичным. Основное регулирование содержания отчета об итогах первичного выпуска акций осуществляется Стандартами эмиссии [3].
___________
[3] Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утверждено Банком России 11 августа 2014 г. № 428-П).

Так, в п. 8.10 Стандартов эмиссии указывается, что отчет должен быть составлен в соответствии с Приложением № 22 к Стандартам эмиссии. В части Б Приложения № 22 указывается, что именно должно содержаться в таком отчете: категория размещаемых акций, их форма, способ их размещения, фактический срок размещения акций, где в рассматриваемом нами случае указывается либо дата их распределения или приобретения (дата государственной регистрации акционерного общества как юридического лица), номинальная стоимость каждой акции, количество фактически размещенных акций, оплачиваемых денежными средствами и иным имуществом, цена размещения акций [4]. Другими словами, это все те же условия, которые необходимо указать и в решении о выпуске акций. Учитывая, что как решение о выпуске акций, так и отчет должны быть опубликованы для всеобщего сведения [5], представляется избыточным наложение на эмитента обязанности по дублированию этих сведений, однако отметим, что, на наш взгляд, это дает дополнительную гарантию защиты прав как акционеров, так и дальнейших приобретателей таких акций.
___________
[4] Пункты 1—7 части Б Приложения № 22 Стандартов эмиссии.
[5] Глава 4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30 декабря 2014 г. № 454-П) // Вестник Банка России. 2015. № 18—19, 6 марта.


Также в отчете обязательно должен быть указан общий объем поступлений, подлежащих внесению в оплату акций, размещенных при учреждении акционерного общества (задолженность по оплате акций, размещенных при учреждении АО), который может быть указан в виде общей суммы (стоимости) имущества в рублях (в том числе денежные средства в рублях, сумма иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на момент оплаты и стоимость иного имущества (материальных и нематериальных активов)) [6].
___________
[6] Пункт 8 части Б Приложения № 22 Стандартов эмиссии.
Однако возникает следующая проблема. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона об АО [7] акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. При этом не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должны быть оплачены в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Из этого следует, что после распределения акций и установления порядка их оплаты тем не менее в отчете об эмиссии выпускаются «дутые» акции, т. е. фактически существующие, но не оплаченные, т. е. не несущие под собой никакой экономической ценности. На основании принадлежности акционеру неоплаченных акций ему нельзя ни голосовать, ни получать по таким акциям дивиденды [8]. Иначе говоря, складывается некий парадокс объема корпоративных прав акционеров при первичной эмиссии акций: на этапе размещения таких акций подразумевается предоставление будущим акционерам полного комплекса корпоративных прав, предоставляемых владельцам акций общества, однако при наступлении следующих этапов эмиссии и при одновременной с этим последующей «неоплаченности» акций фактически корпоративные права акционерам не предоставляются. Однако все же учитывая, что моментом регистрации и возникновения права собственности на акции является регистрация самого акционерного общества, с экономической точки зрения наивно полагать, что кто-то оплатит акции еще не существующего общества, а тем более их крупный пакет. Тем не менее корпоративные отношения, в которые вступают акционеры при учреждении АО, являются всегда имущественными отношениями. На наш взгляд, возможность создания «дутых» акций является не до конца продуманной. Ведь неоплаченные акции учитываются в реестрах владельцев акций как обремененные обязательством по их полной оплате [9], а свободное их обращение и отчуждение запрещено [10]. Несмотря на такой запрет, создается возможность для злоупотребления акционерами своими правами. Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 сентября 2010 г. по делу № А43‑45 379/2009 указывается, что акционер ОАО опубликовал сообщение о проведении публичных торгов в форме аукциона по продаже пакета акций единым лотом, в состав которого входили неоплаченные акции в количестве 250 штук. Отделением ФСФР России было вынесено предписание о запрете осуществления действий, направленных на публичное обращение ценных бумаг, в том числе на открытых торгах, путем проведения аукциона, до полной оплаты размещенных ценных бумаг. Судами всех инстанций было признано, что такое предписание соответствует закону и не нарушает права акционера. Несмотря на все недостатки, полагаем следующее: стоит придерживаться позиции, что дополнительное указание в отчете о неоплаченности акций повышает гарантии прав как акционеров, так и третьих лиц.
___________
[7] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
[8] Пункт 1 ст. 34 Закона об АО.
[9] Постановление ФКЦБ России от 30 августа 2001 г. № 21 «О порядке учета в системе ведения реестра не полностью оплаченных акций и внесения в систему ведения реестра изменений, касающихся перерегистрации акций, переходящих в распоряжение эмитента в случае их неполной оплаты в предусмотренный законом срок» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 44, 29 окт.

[10] Пункт 2 ст. 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 10. Ст. 1163, 8 марта.
Следующим блоком сведений, подлежащих опубликованию в отчете об итогах первичного выпуска акций, являются сведения о лицах, зарегистрированных в реестре акционеров эмитента [11]. По состоянию на дату фактического окончания распределения акций в отчете должно быть указано полное фирменное наименование (наименование, фамилия, имя, отчество) каждого из лиц, на имя которых в реестре акционеров эмитента зарегистрированы акции, составляющие не менее чем 2% уставного капитала эмитента, с указанием доли участия в уставном капитале эмитента.

Далее в отчете об итогах должны быть указаны сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента [12] по состоянию на дату его утверждения. Там должны быть указаны личные персональные данные членов совета директоров общества, включая сведения о занимаемых должностях как в данном АО, так и в других организациях, а также долях участия в уставном капитале эмитента и принадлежащих им акций, данные членов коллегиального исполнительного органа эмитента, а также единоличного исполнительного органа эмитента.

Завершая оформление, отчет об итогах первичной эмиссии первичного выпуска акций подписывает лицо, занимающее должность единоличного исполнительного органа эмитента [13] с указанием даты такого подписания. Подписание отчета уполномоченным лицом является свидетельством достоверности и полноты всех сведений, содержащихся в отчете [14]. При этом все лица, подписавшие отчет, несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом владельцу акций вследствие содержащейся в отчете недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, подтвержденной ими [15].
___________
[11] Пункт 11 части Б Приложения № 22 Стандартов эмиссии.
[12] Пункт 12 части Б Приложения № 22 Стандартов эмиссии.
[13] Пункт 6 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг, п. 8.8 Стандартов эмиссии.
[14] Пункт 8.8 Стандартов эмиссии.
[15] Пункт 8.9 Стандартов эмиссии.

По окончании составления отчета об итогах выпуска акций он должен быть утвержден уполномоченным органом общества [16]. В пункте 8.7 Стандартов эмиссии сделано уточнение, что таким органом является единоличный исполнительный орган эмитента, если его уставом не установлено иное. В зависимости от утверждающего органа отчет об итогах эмиссии должен быть оформлен либо в виде приказа (в случае его утверждения единоличным исполнительным органом), либо в виде протокола, принятого на соответствующем заседании (в случае его утверждения советом директоров). Как и в случае с подписанием отчета, лица, утвердившие отчет или же проголосовавшие за его утверждение, несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом владельцу акций вследствие содержащейся в таком отчете и утвержденной ими недостоверной, неполной и способной ввести в заблуждение информации [17]. Надлежащим образом составленный и утвержденный отчет об итогах первичного выпуска акций при учреждении АО готов к следующему этапу — его государственной регистрации.
___________
[16] Пункт 6 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг, п. 8.7 Стандартов эмиссии.
[17] Пункт 8.9 Стандартов эмиссии.

Последним и завершающим этапом при проведении первичной эмиссии акций является этап государственной регистрации размещения акций и отчета об итогах выпуска акций [18].

Несмотря на то что ранее было указано, что распределение акций среди учредителей осуществляется в день государственной регистрации общества до государственной регистрации их выпуска [19], согласно п. 3.33 Порядка ведения лицевых счетов [20] зачисление акций, подлежащих размещению на эмиссионный счет вновь учрежденного акционерного общества, совершается на основании договора о создании АО (или решения об учреждении АО) и документа, подтверждающего государственную регистрацию такого общества. Таким образом, несмотря на то что Стандартами эмиссии момент размещения акций при учреждении акционерного общества вновь определен как момент заключения договора о создании АО или решения об учреждении АО, последний этап в виде государственной регистрации выпуска акций имеет конституирующее, особое значение как итоговый в развитии корпоративного отношения выпуска и размещения акций, как этап, без которого это размещение становится невозможным в силу закона.
___________
[18 Пункт 3 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг.
[19] Пункт 3 ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг.
[20] Приказ ФСФР России от 30 июля 2013 г. № 13−65/пз-н «О порядке открытия и ведения держателями реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам».
Государственная регистрация выпуска акций представляет собой юридический акт признания и надлежащего подтверждения государством возникновения эмиссионных ценных бумаг, соответствия условий выпуска и размещения акций требованиям законодательства, допуска к их размещению эмитентом и возможности дальнейшего обращения этих ценных бумаг на рынке. Иначе говоря, здесь находит свое выражение принцип публичности эмиссии ценных бумаг, т. е. правоустанавливающий характер государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Другими словами, до государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эти бумаги не существуют. Не зря ведь законодатель в ст. 142 Гражданского кодекса РФ установил требования к акциям как к ценным бумагам и объектам гражданских прав быть закрепленными в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона и прошедшими процедуру государственной регистрации. Говоря иначе, до момента государственной регистрации выпуска акций акция отсутствует как объект гражданских прав. Таким образом, акции как ценные бумаги и объекты гражданских прав возникают на втором этапе эмиссии ценных бумаг — этапе государственной регистрации выпуска ценных бумаг. С момента регистрации выпуска появляется документ, удостоверяющий права, закрепленные ценными бумагами выпуска, а ценные бумаги приобретают обязательные реквизиты и оборотоспособность.

Определяя юридическую природу такой регистрации, согласимся с Д.В. Ломакиным [21], который отмечает, что итог регистрации — это административный акт, принятый регистрирующим органом, которым является Банк России [22].

В свою очередь регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг также представляет собой административный акт и производится путем издания соответствующего ненормативного правового акта государственного органа. Также государственная регистрация отчета является завершающим этапом процедуры эмиссии [23]. Говоря о правовой природе регистрации отчета об итогах ценных бумаг В. Г. Гороватер указывает, что «…регистрация отчета об итогах выпуска акций представляет собой государственную легитимацию акций по их первичному размещению и служит безусловным подтверждением факта размещения акций, фактического количества размещенных акций, фактической цены размещения и иной информации, непосредственно связанной с проведением эмиссии…» [24] _______________
[21] См.: Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008.
[22] Пункт 1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг; п. 7 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг.
[23] Статья 19 Закона о рынке ценных бумаг.
[24] Гороватер В.Г. Сделки по размещению акций в системе эмиссионных правоотношений // Актуальные проблемы гражданского права: Сб. статей / под ред. О. Ю. Шилохвоста. М.: Норма, 2007. Вып. 11. С. 19.

Именно поэтому эмиссия ценных бумаг представляет собой сложный юридический состав, т. е. совокупность юридических фактов, необходимую для допуска эмиссионных ценных бумаг к свободному обращению на рынке.

Как отмечалось ранее, при учреждении нового АО государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах их выпуска осуществляются одновременно [25], соответственно объектами процедур такой регистрации будут являться выпуск акций [26] и отчет об итогах выпуска акций. Дефиниция отчета об итогах выпуска акций была рассмотрена в предыдущих статьях, поэтому остановимся на определении понятия «выпуск акций».
___________
[25] Пункт 3 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг, п. 13.1 Стандартов эмиссии.
[26] Статьи 19—20 Закона о рынке ценных бумаг, п. 5.2 Стандартов эмиссии.

Согласно ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг под выпуском ценных бумаг понимается «совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость». Собственно процедура регистрации такого выпуска заключается в присвоении выпуску ценных бумаг индивидуального государственного регистрационного (идентификационного) номера, который распространяется на все ценные бумаги такого выпуска [27].


[1] Пункт 4 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг; Указание Банка России от 13 октября 2014 г. № 3417-У «О порядке присвоения и аннулирования государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг» // Вестник Банка России. 2014. № 105, 26 ноября.
___________
[27] .Пункт 4 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг; Указание Банка России от 13 октября 2014 г. № 3417-У «О порядке присвоения и аннулирования государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг» // Вестник Банка России. 2014. № 105, 26 ноября.
Учитывая, что процедура государственной регистрации указанных объектов должна проводиться одновременно и в целом указанные процедуры дублируют друг друга по списку документов, необходимых для проведения такой процедуры, считаем возможным привести общий список документов, необходимых для государственной регистрации размещения (выпуска) акций, размещаемых при учреждении общества и отчета об итогах выпуска акций.

Итак, в Банк России необходимо предоставить следующие документы:

1) заявление на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг [28];

2) анкету эмитента [29];

3) решение эмитента о создании акционерного общества или Договор о создании акционерного общества [30];

4) документ, подтверждающий государственную регистрацию акционерного общества в качестве юридического лица [31];

5) решение о выпуске акций [32];

6) протокол заседания совета директоров акционерного общества, которым утверждается решение о выпуске ценных бумаг [33];

7) копию устава акционерного общества;

8) справку об оплате уставного капитала акционерного общества [34];

9) отчет об итогах первичного выпуска акций общества [35];

10) протокол (приказ, распоряжение или иной документ уполномоченного лица) уполномоченного органа управления эмитента, который принял решение об утверждении отчета об итогах выпуска акций [36];

11) копию отчета оценщика о рыночной стоимости имущества, внесенного в качестве оплаты за акции (в случае оплаты акций неденежными средствами) [37].
___________
[28] Пункты 5.2, 8.10 Стандартов эмиссии.
[29] Пункт 5.2 Стандартов эмиссии.
[30] Пункт 13.4 Стандартов эмиссии.
[31] Там же.
[32] Пункт 5.2 Стандартов эмиссии.
[33] Там же.

[34] Пункт 5.5 Стандартов эмиссии.
[35] Пункты 8.10, 13.4 Стандартов эмиссии.
[36] Там же.
[37] Пункт 13.7 Стандартов эмиссии.

Согласно п. 13.2 Стандартов эмиссии документы для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций представляются в Банк России не позднее 30 дней после даты государственной регистрации такого общества.

В свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, а также с п. 5.8.2 Стандартов эмиссии на Банке России лежит обязанность в течение 20 дней зарегистрировать такой выпуск ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации. Также на этапе рассмотрения заявлений общества Банком России может быть принято решение о проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, поданных для регистрации выпуска и отчета о выпуске ценных бумаг. Такое решение может быть принято, если [38]:

1) представлены не все необходимые документы;

2) состав сведений не соответствует требованиям, установленным законодательством;

3) при рассмотрении документов обнаружены устранимые нарушения.

В случаях обнаружения указанных признаков недостоверности сведений Банк России запрашивает дополнительные документы, необходимые для установления достоверности. В случае же несоблюдения установленного для предоставления необходимых документов срока или же нового выявления признаков недостоверности сведений Банком России может быть принято решение о приостановлении эмиссии акций [39]. Сразу же после устранения выявленных нарушений эмиссия возобновляется [40].
___________
[38] Пункт 5.9 Стандартов эмиссии.
[39] См.: Положение о порядке приостановления и возобновления эмиссии ценных бумаг, признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся, утвержденном Банком России 21 октября 2015 г. № 500-П // Вестник Банка России. № 1. 15 января.
[40] Пункт 2 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг.


Отказ в государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций может быть принят по причинам [41]:

1) нарушения эмитентом требований законодательства о ценных бумагах;

2) несоответствия документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства;

3) несоблюдения 30-дневного срока на регистрацию указанных документов;

4) внесения ложных или недостоверных сведений в указанные документы;

5) неисполнения эмитентом требований Банка России об устранении нарушений законодательства РФ, допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг.
___________
[41] .Статья 21 Закона о рынке ценных бумаг.
Если перечисленные процедуры прошли успешно и основания для отказа не нашлось, Банк России выдает акционерному обществу — эмитенту уведомление о государственной регистрации первичного выпуска акций и уведомление о государственной регистрации отчета об итогах первичного выпуска акций соответственно. На этом процесс первичной эмиссии акции можно считать завершенным, а процесс образования нового акционерного общества — успешно проведенным.

Однако согласно ч. 4, 6 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг первичный выпуск акций может быть признан несостоявшимся или недействительным. Примечательно, что признание такого выпуска несостоявшимся или недействительным имеет абсолютно одинаковые правовые последствия, указанные в ч. 11 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг.

Такими последствиями являются:

1) аннулирование государственной регистрации такого выпуска и его отчета;

2) изъятие из обращения акций, а также возврат денежных средств или иного имущества, полученного эмитентом в счет их оплаты владельцам этих акций.

Признание государственной регистрации недействительной может быть признано по иску регистрирующего органа (Банка России) и органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (Федеральная налоговая служба). Также иск о признании государственной регистрации недействительной может подать и участник (акционер) эмитента, но в этом случае в исковых документах должно быть сформулировано требование об одновременном признании недействительными всех предыдущих этапов первичной эмиссии.

Законом установлено всего два основания для подачи такого искового заявления:

1) нарушение эмитентом требований законодательства;

2) обнаружение недостоверной информации в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При условии признания выпуска акций несостоявшимся одна из ее основных целей — создание ценной бумаги как объекта прав достигнута не будет. Такой вывод в том числе подтверждается решением ВС РФ от 10 июля 2000 г. № ГКПИ 00−520, где указывается, что «…аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг прекращает существование ценных бумаг данного выпуска как объектов гражданского оборота…».

Учитывая, что акция является обязательным признаком акционерного общества и полностью она возникает лишь с момента ее государственной регистрации, нельзя полностью закончить учреждение АО, не осуществив обязательной первичной эмиссии его акций.

Очевидно, что признание несостоявшимся и аннулирование государственной регистрации выпуска акций повлечет за собой прекращение корпоративных правоотношений, возникших в связи с их выпуском. Учитывая, что государственная регистрация первичного размещения (выпуска) акций осуществляется одновременно с государственной регистрацией нового создаваемого акционерного общества, такое несоблюдение не может не повлечь за собой неблагоприятных последствий для акционерного общества в виде отказа регистрирующего органа в государственной регистрации, т. е. новое акционерное общество просто не будет создано.

В заключение еще раз подчеркнем, что при первичном эмиссионном размещении акций только полная совокупность разрозненных юридических фактов — сделок, административных актов, актов регистратора и пр., оформленная в виде сложного юридического состава (эмиссионного состава), подчиненного одной общей цели — учреждению общества и распределению акций среди учредителей, даст определенный правовой результат — выпуск первых пакетов акций общества, а значит, и возникновение правоотношений участия (членства) (корпоративных правоотношений) у акционеров и общества, а также завершение учреждения этого общества. При выпадении одного из элементов состава такое действие не произойдет, и желаемый правовой результат — учреждение нового акционерного общества — достигнут не будет.
Статья подготовлена:
В.О. Донаева
юрист «ФБК Legal»