Попадает ли услуга сублицензии и поддержки в список электронных услуг
В соответствии с подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается он налогообложения НДС реализация на территории Российской Федерации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
В письме от 4 сентября 2018 г. № 03−07−14/63 016 Минфин России указал, что на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ передача прав на использование программы для электронных вычислительных машин на основании лицензионного (сублицензионного) договора не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 23 марта 2017 г. № 03−07−08/16 910, ФНС России от 20 февраля 2017 г. № СД-4−3/3123@).
Указанная льгота также применяется в отношении лицензионных (сублицензионных) договоров, по которым передаются неисключительные права (письма Минфина России от 11 ноября 2015 г. № 03−07−13/1/64 870, от 1 апреля 2014 г. № 03−07−14/14 317, от 29 мая 2015 г. № 03−07−08/31 060).
Исходя из этого, передача неисключительных прав на ПО не облагается НДС.
В силу п. 1 ст. 1742 НК РФ оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», автоматизированно с использованием информационных технологий.
Таким образом, для признания лицензионного договора услугой в электронной форме для целей налогового законодательства РФ должны выполняться следующие критерии:
1) такие услуги оказываются через сеть «Интернет» (иную информационно-телекоммуникационную сеть);
2) такие услуги предоставляются автоматизированно с использованием информационных технологий.
К данным услугам, в частности, относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности (абз. 2 п. 1 ст. 1742 НК РФ).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 1742 НК РФ, местом реализации услуг является территория Российской Федерации.
Таким образом, автоматизированная передача неисключительных прав на программное обеспечение для ЭВМ через сеть «Интернет» будет признаваться услугой в электронной форме. При этом такая передача не облагается НДС в силу льготы подп. 26 п. 2 ст. 1742 НК РФ.
С 1 января 2019 г. вступила в силу редакция НК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ, в частности в п. 46 ст. 83 НК РФ, согласно которым все иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме в соответствии с ст. 1742 НК РФ, вне зависимости от того, кому они оказывают услуги в электронном виде (физическим лицам, ИП или организациям), должны встать на налоговый учет.
При этом иностранная организация должна встать на налоговый учет, даже если услуги, оказываемые такой организацией, не облагаются НДС в силу освобождения по подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Аналогичную позицию занимают российские контролирующие органы. Так, Минфин России в письме от 30 ноября 2016 г. № 03−07−08/70 969 указал, что в случае реализации иностранной организацией российским физическим лицам электронных услуг у такой иностранной организации возникает обязанность по постановке на учет в российских налоговых органах даже в случае, если оказание такой электронной услуги освобождено от обложения НДС.
Кроме передачи прав на использование программного обеспечения, иностранная организация оказывает услуги, связанные с переданным ПО. К ним относятся:
- услуга поддержки технической инфраструктуры, управления и сервиса программного обеспечения и ремонтные услуги;
- услуга обновления ПО;
- услуга обеспечения данных;
- услуга горячей линии.
Услуги поддержки технической инфраструктуры могут включать в себя: внесение изменений в действующие установки операционной системы, администрирование серверами, администрирование ленточными библиотеками, администрирование программным обеспечением для управления ленточными библиотеками и резервными копиями системного и прикладного программного обеспечения и т. д.
В силу абз. 10 п. 1 ст. 174
2 НК РФ к услугам в электронной форме относится, в частности, оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет».
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Полагаем, что услуги поддержки технической инфраструктуры могут быть отнесены к категории электронных услуг как услуги по администрированию информационных систем.
Услуга обновления программного обеспечения заключается в установке новых версий программного обеспечения.
Данная услуга относится к категории электронных услуг, поскольку в силу п. 1 ст. 174
2 НК РФ электронной услугой является не только предоставление прав на использование ПО для ЭВМ, но и обновления к данному ПО.
Иностранная организация также оказывает услугу обеспечения данных. Суть данной услуги заключается в осуществлении непрерывной записи изменений производственных данных за определенный период и копировании программного обеспечения в каждом случае появления изменений в этой области.
Данная услуга относится к категории электронных услуг хранения и обработки информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет» (абз. 7 п. 1 ст. 174
2 НК РФ).
Услуга горячей линии может предоставляться через веб-сайт и включает в себя:
1) устранение ошибок, о которых сообщают пользователи программного обеспечения;
2) введение поправок в программное обеспечение, а также создание программных решений, направленных на устранение ошибок.
Подобные услуги прямо не поименованы в перечне услуг в электронной форме, содержащемся в п. 1 ст. 174
2 НК РФ. Исходя из этого, полагаем, что услуги горячей линии не относятся к категории услуг в электронной форме.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются
любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации, т. е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.
Таким образом, устранение аварий и ошибок, введение поправок в ПО, а также создание программных решений, направленных на устранение причин ошибок и недостаточной эффективности ПО, может быть рассмотрено в качестве модификации ПО.
Согласно абз. 4 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники),
их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174
2 НК РФ, признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется налоговыми агентами. Ими признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ иностранных лиц, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 174
2 НК РФ. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
Однако Минфин России в письме от 26 апреля 2019 г. № 03−07−08/31 281 указывает, что если иностранная организация оказывает российской организации не только услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174
2 НК РФ, но и иные услуги, в том числе консультационные, местом реализации которых на основании ст. 148 Кодекса признается территория Российской Федерации,
то в части таких услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет также возлагается на иностранную организацию. В связи с этим у российской организации, приобретающей у иностранной организации указанные услуги, обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента не возникает. Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 19 апреля 2019 г. № 03−07−08/28 275, от 5 апреля 2019 г. № 03−07−08/24 055, от 4 апреля 2019 г. № 03−07−08/23 760, от 4 апреля 2019 г. № 03−07−08/2376, от 28 марта 2019 г. № 03−07−08/21 484.
Таким образом, неисполнение иностранной организацией, состоящей на учете в качестве плательщика НДС с услуг в электронной форме, обязанности по исчислению и уплаты НДС с иных услуг создает существенный риск возникновения претензий налоговых органов.