Д.И. Парамонов
Валютное законодательство для мигрантов
Брак с иностранцем сам по себе сложная правовая ситуация. Переезд супруга в Россию, его обустройство здесь и изменение его юридического статуса влекут за собой различные правовые последствия. Рассмотрим те из них, которые касаются валютного и налогового законодательства.
Предположим, что физическое лицо — гражданка Украины (далее — ФЛ) состоит в браке с гражданином Российской Федерации. Она постоянно проживает в России на основании вида на жительство (ВНЖ). Ранее имелось разрешение на временное проживание.

Для простоты предположим, что ФЛ не состоит в трудовых отношениях на территории Российской Федерации. Доход от предпринимательской и аналогичной деятельности не получает. Объектами недвижимого имущества и транспортными средствами на территории России не владеет, но при этом ФЛ сохранило счет в украинском банке.

Перед физическим лицом возникает ряд вопросов. Необходимо ли сообщать о счете в зарубежном банке и какова ответственность, если этого не сделать? Возможно ли лишение ВНЖ за совершение указанных правонарушений? Имеет ли возможность налоговая служба России самостоятельно узнать о наличии счета в украинском банке? Необходимо ли вставать на налоговый учет в Российской Федерации?

Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Ответственность за несообщение о зарубежном счете

В соответствии с ч. 2 ст. 15.25 Кодекса Р Ф об административных правонарушениях представление физическим лицом — резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, влечет за собой наложение административного штрафа от 1000 до 1500 руб.

Непредставление же ФЛ-резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 руб.

Согласно ч. 6.1−6.3 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение ФЛ-резидентом установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до 3000 руб.

Обратите внимание: привлечение к ответственности возможно, если не истекли сроки давности привлечения к ответственности (два года).
Сообщение о счете в зарубежном банке

В соответствии с подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) резидентами в том числе являются иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на основании вида на жительство.

Следовательно, в данной ситуации ФЛ рассматривается в качестве резидента для целей валютного регулирования и валютного контроля.

Частями 2 и 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ для резидентов установлена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета уведомлений об открытии (изменении реквизитов, закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее — уведомление), и отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее — отчет).

Уведомления представляются не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия или изменения реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 28 августа 2018 г. № ММВ-7−14/507@ «Об утверждении форм, форматов уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось».

Отметим, что данной нормой предусмотрена обязанность сообщать о факте открытия (закрытия) счета за рубежом, если оно произошло в период, когда лицо обладало статусом резидента.

Законодательство не регулирует вопрос о том, каковы последствия, если данный счет был открыт в период, когда лицо обладало статусом нерезидента, который впоследствии изменился.

Следовательно, сообщать о таком счете не нужно, поскольку норма ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ обязывает резидентов сообщать об открытии (закрытии) счета в иностранном банке, а не о факте наличия такого счета.

Согласно ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ отчеты представляются в порядке, установленном Постановлением Правительства Р Ф от 12 декабря 2015 г. № 1365 «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», до 1 июня года, следующего за отчетным.

Таким образом, ФЛ обязано будет направить отчет о движении денежных средств на иностранном счете за 2018 г. до 1 июня 2019 г.

Лишение вида на жительство

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Правонарушение, предусмотренное ст. 15.25 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям в области финансов, налогов и сборов, страхования и рынка ценных бумаг.

Таким образом, даже в случае привлечения ФЛ к ответственности за несообщение о наличии счета в банке Украины и (или) движении денежных средств по нему вид на жительство аннулирован быть не может.
Обмен финансовой информацией с Украиной

Между Россией и Украиной заключено Соглашение от 8 февраля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов», в соответствии с п. 1 ст. 25 которого компетентные органы Украины и России обмениваются информацией, необходимой для выполнения положений Соглашения или национальных законодательств Украины и России, касающихся любых видов налогов, в той мере, в какой налогообложение не противоречит Соглашению, в том числе для предотвращения уклонений от уплаты налогов.

Однако при этом Украина не является участником автоматического обмена информацией. Украина заявила, что намеревается осуществить первый обмен информацией в 2020 г., передав информацию по состоянию на 31 декабря 2019 г., но не подала официального подтверждения и не обозначила перечень государств, с которыми будет осуществляться автоматический обмен информацией.

При этом Украина не включена в Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией (приказ ФНС России от 4 декабря 2018 г. № ММВ-7−17/786@).

Таким образом, в настоящее время налоговые органы имеют возможность получить информацию от налоговых органов Украины о наличии у ФЛ счетов в банках Украины и полученных им доходах (в виде выписки по счету, например), но только путем направления адресного запроса. Вероятность направления такого запроса в отношении физического лица представляется крайне низкой.

Постановка на налоговый учет

Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в п. 1−6 и 8 ст. 85 Налогового кодекса РФ, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, осуществляется на основании заявления такого физического лица налоговым органом, в который по выбору ФЛ представило это заявление (п. 7 ст. 83 НК РФ).

Получившие вид на жительство в России иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства (п. 2 ст. 7 Закона № 109-ФЗ [1], п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).
_______________
[1] Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Следовательно, постановка на налоговый учет по месту жительства ФЛ, имеющего вид на жительство, производится налоговым органом по его месту жительства на основе информации, представляемой, например, органами, регистрирующими физических лиц (п. 7 ст. 83, п. 3 ст. 85 НК РФ, Приложение № 6 к приказу ФНС России от 17 сентября 2007 г. № ММ-3−09/536@). В таком случае налоговый орган обязан незамедлительно уведомить ФЛ о постановке его на учет (п. 8 ст. 83 НК РФ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации у ФЛ отсутствует обязанность по самостоятельной подаче заявления о постановке на налоговый учет.

Если же ФЛ, постоянно проживающее в России, не получило уведомление налогового органа о постановке на налоговый учет, оно может обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о постановке на налоговый учет для получения ИНН и представления отчетов по счету, открытому в одном из банков Украины.
Статья подготовлена:
Д.И. Парамонов
руководитель практики международного
налогообложения«ФБК Право», адвокат