Аспекты таможенного законодательства Согласно п. 15 ст. 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном ст. 39 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС, при выполнении, в частности, следующих условий (метод 1):
- продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
- покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 ст. 39 ТК ЕАЭС.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.
Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки признается приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров (п. 4 ст. 39 ТК ЕАЭС).
Следовательно, если цены, применяемые взаимозависимыми сторонами, соответствуют рыночным, они могут быть приняты для целей определения таможенной стоимости товаров.
Однако, если хотя бы одно из условий, указанных в п. 1 ст. 93 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, и метод 1 (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами) не применяется (п. 2 ст. 39 ЕАЭС).
Поскольку в рассматриваемой ситуации конечная цена товара после изменения зависит от показателей прибыли Общества по итогам года, а данное влияние не может быть количественно определено в момент таможенного декларирования товаров, таможенные органы не смогут использовать для целей расчета таможенных платежей конечную цену. Соответственно, будет использована первоначальная цена товара.
Увеличение закупочных цен. Изменение стоимости товаров в сторону увеличения повлечет за собой возникновение рисков привлечения Общества и его должностных лиц к административной ответственности.
Так, согласно ч. 2 ст. 13.2 КоАП РФ заявление декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ½ до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. Однако при условии добровольного представления декларантом в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением соответствующих документов лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности.
Более того, ст. 194 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность для должностных лиц за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершенное в крупном размере, т. е. на сумму более 2 млн рублей.
Таким образом, в случае изменения цен товаров по итогам года Обществу необходимо будет подать уточненные сведения в таможенный орган о фактической стоимости товаров.
Согласно положениям таможенного законодательства для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе применяется корректировка декларации на товары. Корректировка декларации на товары является неотъемлемой частью такой декларации на товары (п. 4 и 5 ст. 112 ТК ЕАЭС).
Внесение изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения, которое составляется в произвольной письменной форме. В обращении указываются регистрационный номер декларации на товары, перечень вносимых в нее изменений и обоснование необходимости внесения таких изменений (п. 12—14 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289).
Согласно позиции ВС РФ, изложенной в Постановлении от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены)
после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей.
В то же время, по нашему мнению, изменение цены и дальнейшее обращение в таможенные органы с просьбой принять корректировки с высокой степенью вероятности затруднит для Общества процесс таможенного оформления будущих поставок. У таможенных органов будут иметься достаточные основания предполагать, что первоначально представляемые Обществом документы изначально содержат недостоверные сведения, таможенный контроль в отношении Общества будет значительно усилен.
Уменьшение закупочных цен. Уменьшение закупочных цен приведет к переплате таможенных платежей.
Согласно ст. 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В силу п. 2 ст. 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом
при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с п. 24 ст. 266 ТК ЕАЭС, или в таможенных документах, указанных в п. 4 ст. 52 и абз. 2 п. 4 ст. 277 ТК ЕАЭС,
и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, излишне уплаченные таможенные пошлины могут быть возвращены (зачтены). Однако при этом вероятно возникновение последствий в виде усиления таможенного контроля в отношении Общества.