Соответствие намерений Общества антимонопольному законодательству Как уже отмечалось, Общество планирует обязывать всех дилеров использовать мастер-сайт Общества для создания и поддержки своих собственных интернет-сайтов путем заключения возмездного лицензионного договора.
Как правило, подобные общества являются единственным официальным (эксклюзивным) дистрибьютором, осуществляющим деятельность по ввозу и реализации продукции под брендом материнской транснациональной корпорации на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание статус эксклюзивного дистрибьютора Общества, можно сделать вывод, что дилеры Общества находятся в подчиненности, прямой зависимости от Общества в технологической цепочке перемещения товара под брендом материнской транснациональной корпорации на территории Российской Федерации.
Учитывая такую схему отношений с дилерами, а также вертикальный характер взаимодействия Общества со своими дилерами, необходимо проанализировать условие по обязыванию всех дилеров использовать мастер-сайт Общества для создания своих собственных интернет-сайтов в качестве «вертикального» соглашения.
В первую очередь отметим, что само по себе заключение лицензионного договора между продавцом и покупателем товара прямо названо допустимым в ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) и не относящимся к запрещенным «вертикальным» соглашениям.
Учитывая это, проанализируем обязывание Обществом дилеров по необходимости заключения лицензионных договоров как неотъемлемое условие дальнейшего сотрудничества.
По смыслу п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции «вертикальное» соглашение — это соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.
В пункте 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции указывается, что товар — это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В абзаце 15 п. 10 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Р Ф 16 марта 2016 г.), отмечается, что под иным введением в гражданский оборот понимается не только продажа или обмен, но и предложение к продаже товара, демонстрация его на выставках и ярмарках. При этом перечень способов введения в гражданский оборот товаров с использованием результатов интеллектуальной деятельности не является исчерпывающим.
Учитывая, что Общество планирует обязывать дилеров использовать свой мастер-сайт посредством заключения с ними лицензионных договоров для создания, поддержки, обновления своих собственных интернет-сайтов, т. е. обеспечения стабильного, единообразного, однозначно идентифицируемого потребителями торгового облика своей дилерской сети, и не планирует предназначать лицензионные договоры для дальнейшей продажи дилерами таких лицензий на использование мастер-сайта, можно прийти к выводу, что в данном случае указанное соглашение «вертикальным» считаться не может, так как отсутствует сам предмет «вертикального» соглашения — товар, предназначенный специально для продажи или иного введения в оборот для дальнейшей реализации конечным потребителям.
Также отметим, что согласно п. 1 ст. 1235 Гражданского кодекса РФ по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Там же установлено, что лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
Таким образом, для минимизации рисков признания указанного соглашения «вертикальным» рекомендуется ограничить объем передаваемых по лицензионному договору прав пользования мастер-сайтом только «представительскими» функциями (например, такими, как реклама, презентация ассортимента продукции, указание доменного имени дилера, объявление о продаже).
Несмотря на отсутствие рисков признания указанного лицензионного соглашения «вертикальным», необходимо также проанализировать риск признания такого соглашения (или обязывания к его заключению) в качестве иного соглашения, ограничивающего конкуренцию между хозяйствующими субъектами (далее — иные запрещенные соглашения) (ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
Так, в указанной статье Закона под иными запрещенными соглашениями понимаются соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:
- о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
- об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
- о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
- об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.
Формально, в самом строгом прочтении ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, указанное ранее требование к дилерам о заключении лицензионного соглашения на использование мастер-сайта как необходимого условия для продолжения сотрудничества с Обществом с большой долей вероятности может подпадать под понятие иного запрещенного соглашения, так как оно:
1) навязывает контрагенту условия договора, прямо не относящиеся к его предмету (согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован (лицензионный договор), и другие требования);
2) создает другим хозяйствующим субъектам препятствия доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка (отказ хозяйствующим субъектам в заключении дилерских договоров без заключения лицензионного договора, а значит, и закрытие доступа на товарный рынок продукции Общества в своем регионе).
Однако при этом необходимо учитывать, что указанные действия могут признаваться иными запрещенными соглашениями лишь в случаях, если они приводят или реально могут привести к ограничению конкуренции.
Под признаками ограничения конкуренции понимаются (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции):
- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;
- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;
- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;
- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Анализируя указанные признаки, можно прийти к выводу, что обязание дилеров использовать мастер-сайт Общества для создания и поддержки своих собственных интернет-сайтов с большой долей вероятности не повлечет за собой последствий в виде ограничения конкуренции.
В свою очередь, при отсутствии квалифицирующего признака — ограничения конкуренции — указанное ранее соглашение (или действия по его заключению) не могут быть признаны иным ограничивающим конкуренцию соглашением хозяйствующих субъектов.
Однако, учитывая консервативную политику антимонопольного органа, для полноты толкования указанных норм считаем необходимым глубже проанализировать применимую судебную практику.
Отметим, что был произведен поиск среди 500 судебных актов, из них было проанализировано более 100, однако полностью релевантная описываемой ситуации судебная практика отсутствует. Данный факт можно толковать, скорее, как положительный, свидетельствующий о том, что рассматриваемые фактические обстоятельства (модели взаимодействия «Общество—дилер») не вызывают споров и не рассматриваются как противоправные со стороны антимонопольных органов.
Так, в Постановлении Девятнадцатого ААС от 8 июля 2014 г. по делу № А35−31/2013 сделан вывод,
что факт ограничения конкуренции (и вызываемых им последствий)
должен быть доказан, зафиксирован и подтвержден в каждом конкретном случае, а соглашение не может быть признано иным ограничивающим конкуренцию соглашением только лишь в случае наличия «гипотетической» возможности ограничения конкуренции. Приведем некоторые выводы суда:
- в материалы дела не представлено доказательств, что другим страховым организациям были созданы препятствия доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
- в материалы дела не представлено доказательств, позволяющих однозначно утверждать, что реализация указанного соглашения приводит или может привести к ограничению конкуренции, к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
- ООО «Автоцентр „Черноземье“» разъяснило С. Н. Зининой, что она вправе воспользоваться услугами любой страховой компании за пределами автосалона, но в ООО «Автоцентр „Черноземье“» выбор ее ограничен только теми, которые состоят в договорных отношениях с автосалоном (имеются представители) и соответствуют требованиям Банка. При этом ООО «Автоцентр „Черноземье“» указывает в письме на право С. Н. Зининой как клиента обратиться в любую страховую компанию по своему усмотрению. Данное обстоятельство подтверждает, что автодилер предоставляет своим клиентам возможность страховать приобретаемые в кредит транспортные средства как в страховых компаниях, с которыми сотрудничает автосалон, так и в любых других страховых компаниях;
- вывод антимонопольного органа, что ООО «Автоцентр „Черноземье“» препятствует клиентам в заключении договоров страхования с другими страховыми компаниями, в том числе влияет на выбор потенциальных заемщиков посредством отказа в предоставлении документации о транспортном средстве (паспорта ТС), позволяющей рассчитать размер страховых премий, которая находится непосредственно у сотрудников автодилера и выдается клиенту после заключения кредитного договора, договора страхования, договора купли-продажи ТС, является необоснованным и не подтвержденным материалами дела;
- сведений о фактах отказа ООО «Автоцентр „Черноземье“» в предоставлении клиентам документации о транспортном средстве суду не представлено, наличие «гипотетической» возможности ООО «Автоцентр „Черноземье“» препятствовать клиентам в заключении договоров страхования с другими страховыми компаниями, в том числе влиять на выбор потенциальных заемщиков посредством отказа в предоставлении указанной документации, не подтверждено, в связи с чем указанный вывод УФАС по Курской области необоснован.
Резюмируя все сказанное, можно прийти к выводу, что само по себе обязывание своих дилеров использовать разработанный Обществом мастер-сайт для продвижения и продажи продукции под брендом Общества путем заключения лицензионного договора с большой долей вероятности не может быть признано противоречащим антимонопольному законодательству.